Функциональная грамотность



Функциональная грамотность обучающихся

Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

 Нормативно-правовые документы регионального уровня

Региональный план мероприятий, направленный наформирование и оценку функциональной грамотности обучающихся

Нормативно-правовые документы школы

План мероприятий МКОУ Бутурлиновская ООШ № 9 «Формирование функциональной грамотности среди обучающихся на 2021-2022 учебный год»

Методические материалы:

Программа курса "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ" (5-9 классы)

Развитие функциональной грамотности у обучающихся основной школы

"СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ"

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие для педагогов (СИПКРО)

Естественнонаучная грамотность

Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 5 классов)

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 7 классов)

Математическая грамотность

  • Демонстрационная тетрадь 4 класс  Скачать
  • Демонстрационная тетрадь 8 класс  Скачать
  • Примеры заданий с ответами  Скачать
  • Характеристики заданий и система оценивания (Демонстрационный вариант диагностической работы)  Скачать
  • Практикум по решению заданий международных исследований  Скачать
  • Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  Скачать
  • Задания для подготовке к тестированию по математической функциональной грамотности Скачать






>>> Основные образовательные платформы для формирования функциональной грамотности  школьников

Банк заданий:

>>> Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

>>> Электронный банк заданий по финансовой грамотности

>>> Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

>>> Электронный банк заданий по математической грамотности 

>>> Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности 

>>> Электронный банк заданий по глобальным компетенциям 

>>> Электронный банк заданий по креативному мышлению

>>> Примеры заданий по математической грамотности

>>> Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

>>> Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

 Материалы по функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)

Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания

Национальные и международные исследования качества

Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022


 Читать далее